Автомобиль для Сталина

Автомобиль ЗИС-115
Автомобиль ЗИС-115

Автомобиль для Сталина ЗИС-115 («ЗИС-110СО») начали создавать в 1943 году по его личному указанию, когда шла война. Казалось бы, в этот период создание автомобиля было не уместным –  не хватало рабочих рук, мужчины были на фронте. Но в данный момент наметились позитивные перемены на фронте. Гитлеровские дивизии были окружены под Сталинградом, пора подумать о встрече руководителей государств-союзников, у которых были автомобили, изготавливаемые на заводах их государств. Шасси автомобиля имело название ЗИС-110, в сборе ЗИС-115. Собирался он на автозаводе им. Сталина. В начале своей деятельности Сталин ездил на автомобилях иностранного производства. В начале у него был английский автомобиль «Vauxhall» с кузовом от ателье «Хупер», заказанной еще для членов царской семьи. Позднее появился американский «Паккард». За основу

Внутри автомобиля ЗИС-115
Внутри автомобиля ЗИС-115

ЗИС-115 была  взята также американская модель – «Бьюик». ЗИС -115  был шестиместным лимузином, имевшим четыре двери. Передние — открывались по ходу автомобиля, задние – против хода. ЗИС-115 (бронированный), как и ЗИС-110 (без брони) располагал восьмицилиндровым двигателем (объем – 6005 куб. см, мощность – 140 л.с.). Расход топлива был по сегодняшним  меркам огромен, как у хорошего грузовика – 27,5 литров на 100 км пути да и вес составлял почти 5 т. Для условий работы в средней полосе СССР на скоростных режимах двигатель снабжался системой охлаждения смазки. Для контроля температуры был установлен аэротермометр, выведенный на отдельный щиток с красным сектором предельной температуры. Для работы в горной местности двигатель имел усиленную систему водяного охлаждения, специальные шкивы коленчатого вала, специальные вентиляторы, а также, дополнительные генераторы, обеспечивающие повышенные обороты вентилятора и водяного насоса. Не смотря на то, что Сталин в быту был

Сидение для пассажира
Сидение для пассажира

скромен, автомобиль сделали комфортным и роскошным. Пассажирское сиденье было набито гагачьим пухом и обтянуто дорогим сукном. Передние кресла были кожаными. Выборочно автомобили ЗИС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, сама установка располагалась в багажнике. Воздуховоды шли прямо в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. В отделке салона использовалась натуральная кожа и карельская береза. Цвет подсветки приборной панели изменялся в зависимости от скорости. До 40 км/ч панель горела зеленым, при скорости от 40 до 80 км/ч — оранжевым, а свыше 80 — красным.  Главной особенностью ЗИС-115 был беспрецедентный уровень защиты. Корпус автомобиля представлял собой настоящую бронекапсулу. Бронекорпус выпускали на Подольском заводе им. С.Орджоникидзе  (аналогичный использованному на самолётах-штурмовиках Ильюшина). Он защищал от пуль калибра 7,62 миллиметра с расстояния 25 метров. Для сравнения бронестекла «Паккарда» выдерживали попадание пули только с 50 метров. Вокруг бронекапсулы «наращивались» прочие необходимые для автомобиля детали и узлы. Задние двери закрывались на цепочки во избежание открытия на ходу. Форточки в передних дверях открывались вращающимися рукоятками через редуктор. Каждую часть конструкции проверяли на прочность выстрелом в упор. Все детали приваривали друг к другу лишь после того, как они благополучно проходили эти испытания. На каждой стоял серийный номер, указывался имя мастера-изготовителя.

Стекла ЗИС-115 бронированные
Стекла ЗИС-115 бронированные, толщина 75 мм

Стекла были многослойные, с использованием разных сортов стекла – вязкого, которое гасило бы кинетическую энергию выстрела, и специального каленого, получившего название «сталинит», призванного погасить остаточную энергию. Слои были проклеены специальным клеем, носившим название «канадский бальзам». Между слоями были оставлены воздушные прослойки. Чтобы избежать появления влаги и запотевания стекол изнутри, были встроены трубочки с порошком, вбирающим в себя сырость. Боковые стекла в дверях толщиной 75 мм и весят почти центнер. Их подъем осуществляется с помощью гидравлических домкратов, а спуск – специальным барашком. Автомобиль ЗИС-115 должен был выдержать атаку из любого стрелкового оружия, будь то винтовка, автомат или пулемет. Днище ЗИС-115, рассчитанное на действие взрывной нагрузки, сваривалось из танковой стальной брони марки 43ПСМ, толщина днища 3 мм. Оно должно остаться целым даже в случае подрыва под ним РГД-33 – наиболее распространенной в СССР ручной гранаты. В 1944 году появился первый прототип бронированного автомобиля, а в 1946-1948 годах была собрана первая партия таких машин под названием ЗИС-110С. Но в серию она не пошла из-за того, что имела большой вес и покрышки при эксплуатации не выдерживали  вес автомобиля. Переделанная модель стала на 400 кг легче, от стал весить 4280 кг. Внешнее декоративное оформление автомобиля практически полностью имитировало ЗИС-110. Основные внешние отличия ЗИС-115 от ЗИС-110: выпуклые колпаки колес, замутненные стекла с желтоватым отливом, толстые стекольные рамки.

Автомобили для высшего руководства страны
Автомобили для высшего руководства страны

Всего было произведено 56 автомобилей.  Много их было подарено руководству других стран. Основная масса автомобилей была сдана для переработки в утиль на завод  после истечения срока эксплуатации, так как автомобили считались секретными. Сегодня на руках коллекционеров имеются около 8 образцов. После 1950-х годов СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КРУТАЯ ЖИЗНЬ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: