Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.

Корнелиус Вандербильт
Корнелиус Вандербильт

24 августа 1853 года Корнелиус Вандербильт решил пообедать в ресторане Moon Lake House в Саратога-Спрингсе.  Он остался недоволен поданной ему жареной картошкой: якобы слишком толсто нарезан­ной и оттого не прожаренной как следует. Чтобы угодить  важному клиенту, повар Крам настругал картофель тонкими полосками, обжа­рил их в большом количестве масла до хруста и круто посолил. Вандербильту новое блюдо пришлось по вку­су, и все время пребывания в отеле он постоянно требо­вал картофельную «стружку». С тех пор это блюдо стали подавать в всех ресторанах Америки. Знал бы Вандербильт, что оно будет так востребовано, то запатентовал бы его и тем самым обеспечил своих потомков доходом в ХХ веке.

Корнелиус Вандербильт был  одним из богатейших людей Америки. Не смотря на это его игнорировал свет высшей аристократии, так как он имел грубые манеры, ругался, как матрос, что вводило в краску даже мужчин в мундирах, а с дамами случались обмороки. Еще большее осуждение вызывали его выходки в Европе, где он  мог снять Лондонскую оперу для друзей на вечер, уплатив неустойку за отмену спектакля, но двери престижных клубов и обществ для него были закрыты. Со временем он начал решать эту проблему выдавая своих дочерей за родовитых европейских аристократов (их у него было  8). В конечном счете он породнился с девятым наследником герцога Мальборо, выдав за него дочь Консуэллу. Граф Мальборо был  двоюродным братом Уинстону Черчиллю, которому 2 млн. долл. приданного помогли восстановить родовой замок в Блейхеме, а  Вандербильту открыли двери в высший свет.

Корнелиус Вандербильт родился  27 мая 1774 года. Умер 4 января 1877 года. Его родители были выходцами из Нидерландов, отец держал небольшую ферму и зарабатывал перевозкой людей в Нью-Йоркском порту. Корнелиус  в 11 лет бросил школу. Ему  больше нравилось изучать течение в проливе и на реке в районе Нью-Йорка, помогая отцу в его работе. В 16 лет он заявил матери, что хочет пойти в матросы, чтобы заработать 100 долл. для покупки своей лодки. Мать сказала, что у семьи лишних денег  нет, но она может их ему занять, если он вскопает участок 8 акров за 26 дней к дню своего рождения. Он с заданием справился. Так он стал обладателем собственной лодки плоскодонки и начал перевозить грузы и пассажиров от острова Стейтен-Айленд до Манхэттена и обратно за 18 центов. Привозил попутно товары из Нью-Йорка, которые пользовались спросом на острове. Бизнес оказался выгодным, через год он вернул деньги матери и внес в бюджет семьи еще 1000 долл. В 1812 году, когда началась войны с Англией, ему было 18 лет, он смог получить государственный контракт на доставку припасов для 6 прибрежных военных гарнизонов, которые из-за блокады порта англичанами испытывали трудности.  К концу войны он заработанные деньги вложил в расширение бизнеса. Построил небольшую двухмачтовую шхуну и два корабля. Теперь у него была уже флотилия, которой он распоряжался, за что он получил прозвище Командор. Это позволяло ему увеличить объем торговли и торговать  устрицами, арбузами, китовым жиром, снабжать стоящие в гавани корабли пивом, сидром и провизией. К 1817 году, Вандербильт накопил $9000 и решил… выйти из бизнеса.

В 1818 году лодочников стало в заливе больше и конкуренция мешала зарабатывать. Он решил освоить пароходный бизнес. Продав свою флотилию, он нанялся капитаном за 1 тыс. долл. на пароход.  к плантатору Томмасу Гиббсону, который обслуживал маршрут Нью-Йорк – Филадельфия. Изучив устройство парохода, он убедил Гиббсона построить свой пароход, разработал его проект и стал его компаньоном.

Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.
Трактир Биллона

Пароходу дали название Беллона, таким именем Виндельбирт назвал свою прибыльную таверну  для туристов, которой занималась его жена в Нью-Джерси, куда они переехали. На Беллоне он также использовал низкие цены – 1 долл., что было вчетверо меньше, чем у конкурентов и это их раздражало. Монополию на перевозки имели его конкуренты Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон. Они подали на него в суд и ему приходилось скрываться. Но 1824 году Верховный Суд США признал их монополию не законной, которые те получили от местных властей, и тяжба прекратилась. Конкуренты предложили 50 тысяч долларов, чтобы он ушел с маршрута. В 1826 году Гиббсон умер и Корнелиус работает с его сыном  и в добавок самостоятельно развивает общественные  маршруты в регионах, связанных с Нью-Йорком. В 1829 г., скопив 30 тыс. долл. он хочет переехать в Нью-Йорк, но жена воспротивилась, так как имела гостиницу в Нью-Джерси. Он решил проблему кардинальным образом – отправил ее в психушку на 2 месяца. После этого она на на его предложение согласилась.  Корнелиус создает пароходную компанию, налаживает маршрут между Нью-Йорком и городом Пикскилл, штат Нью-Йорк. Сначала он брал плату 1 долл., конкуренты брали 3 долл., а потом снизил  ее вообще до 12,5 центов. Компенсацию потерь он возмещал повышением в 2 раза цен на продукты питания на борту. Так он вытеснил с маршрута пароходного короля Дэниела Дрю.  Ассоциации пароходного судоходства Гудзона  предложила ему 100 тыс. долл. и 5 тыс. долл. за каждый год за то, что он 10 лет не будет тут работать. Он согласился.  Осваивает маршруты Провиденс, Бостон, Лонг-Айленд, к некоторым городам в штате Коннектикут. К 1840 годам у него было 100 судов, компания была крупнейшим роботодателем в США, он имел капитал полмиллиона долл. В 1830-х годах в Америку приходит индустриальная волна, растут текстильные фабрики, нужно  перевозить крупные партии материалов, оборудования. Он задается целью связать с пароходными перевозками и перевозки  по железным дорогам. Его борьба с 1840 по 1847 год с железнодорожной компанией «Стонингтон» , обслуживающей маршрут до Бостона, заканчивается тем, что он становиться ее президентом. Он скупает недвижимость в Нью-Йорке  и Сатен-Айленде, захватывает Сатен-Айленд Ферии в 1838 году. В это время он переключается на межконтинентальные перевозки. В 1849 году начинается золотая лихорадка и требуется транспорт для увеличившегося пассажиропотока эмигрантов.

Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.С началом золотой лихорадки золотоискатели устремились в Калифорнию и их путь пролегал через Панаму. Путешественники прибывали в сюда на лодках, ехали на мулах через Панамский перешеек (Панамский канал построили 60 лет спустя), оттуда на пароходах добирались в Сан-Франциско. Вандербильт предложил новый маршрут – построил дорогу и расчистил русло реки Сан Хуан, чтобы пустить пароходы. В 1851 году он за 10 тыс. долл. у правительства Никарагуа покупает право на организацию чартерного маршрута для старателей, создает компанию.Теперь старатели, прибывшие в в Никарагуа, могли плыть по реке Сан-Хуан, затем по озеру Никарагуа. Западный берег озера от Тихого океана отделяли лишь 12 сухопутных миль, где он проложил щебеночную дорогу. Таким образом, путешествие сокращалось на 600 миль, а путь к конечному пункту занимал на два дня меньше, чем обычный маршрут. Полная стоимость проезда не превышала 400 долл. вместо  600 долл. Этот маршрут за годы золотой лихорадки приносил ему 1 млн. долл. ежегодно. С 1850 года он организовал трансатлантические перевозки. Построил три судна, которые перевозили  европейцев в США. Ставку он дела не средний класс, которые ехали по нескольку человек в каюте. Суда он не страховал, так как они были новые и он был в них уверен, что позволяло снижать цены. Хотя его два конкурента пользовались государственной поддержкой на этих линиях. Он справлялся без поддержки.

Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.
Судно “Вандельброт”

Судно “Вандербильт” было самым большим в акватории Атлантического океана, его длина достигала 335 футов (более 100 м), ширина — 46 футов, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Пароход обошелся хозяину в баснословные $600 тыс. Потом, во время гражданской войны 1861 года  он продал свою компанию за 3 млн. долл. А свой Вандербильт передал правительству, переоборудовав его под военные нужды. К 1846 году его суда обосновались во всех крупных портах и он получил свой первый миллион долл. В 1850 году Вандербильт имел капитал в 11 млн. долл., что считалось по тем временам астрономической суммой. Он строит себе шикарную яхту длинной 80 м, которая оснащена по последнему слову техники и роскошно обставлена.

Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.
Яхта “Северная звезда”

В 1853 году, когда  деятельность компании набрала успешные обороты, он на яхте «Северная звезда» уезжает в первый раз в отпуск в Европу с семьей и несколькими друзьями. Управление компанией передает руководителям Моргану и Гаррисону. Вернувшись через год видит, что компании у него нет. Компаньоны, войдя в сговор, оставили его без дохода. Они сделали дополнительный выпуск акций и перекупили его долю себе. Год он занимался решением этой проблемы. Он запускает новую линию на  маршруте, демпингуя на ценах. Через год Морган и Гаррисон  согласились выплатить ему: 672 тыс. долл. за самоликвидацию маршрута и уплачивать ему 40 тыс. долл. ежемесячно в течении года, чтобы он не мешал им делать бизнес. Он опять согласился.

За вырученные в 1865 году деньги он решил заняться железными дорогами. Этим бизнесом он начинал осваивать еще в 30-х годах, но взрыв паровозного котла в 1833 году травмировал его и он это дело надолго оставил.  Теперь он купил убыточную дорогу Гарлем-Нью-Йорк. Уже через год дорога стала приносить 1 млн. долл. В те времена компании были мелкими и разрозненными, он стал скупать их акции, демпингуя ценами на переозки, и они терпели убытки. Через пять  лет во все концы США  к крупным городам курсировали поезда Вандербильта. Он вел свой бизнес жестко и добивался успеха. Только одну компанию он не смог покорить даже организовав с ними вооруженное противостояние. Эта история получила название «битва за Erie». Потери его в этой войне составили 1,5 млн. долл. В целом же Корнелиус смог расширить дорогу до Чикаго, купил дорогу Лейк Шор и Мичиганскую Южную дорогу. Взял под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги.

Как появилась картошка фри и капитал в 185 млрд. долл.К концу жизни Вандербильту удалось создать железнодорожную империю с совокупным ка­питалом в 150 миллионов долл., две трети которого принадлежали лично ему. «Всю жизнь я был безумцем в стремлении делать деньги», — признавался Корнелиус. После смерти он оставил первое по величине в Соединенных Штатах состояние в 105 мил. долл. Федеральный бюджет страны в тот год составил 350 миллионов.  По нынешним меркам его капитал составил бы 185 млрд. долл. В течении жизни он не окружал себя роскошью, исключение был его дом и его судно “Вандербильт”. Даже будучи смертельно больным он не позволял себе покупать шампанское, которое приписали ему доктора, считал его очень дорогим лекарством. Женился во второй раз через год  после смерти жены в 1869 году на тридцатилетней Френк Армстронг Кроуфорд. По завещанию 50 тыс. долл. он передал церкви  странников в Нью-Йорка, 1 млн. долл. центральному университету в г. Нешвилл,  ныне носящему его имя, по 100 тыс. получили дети, которых у него было в живых 11 из 13, и он их считал никчемными, так как они  не стремились к бизнесу. А остальную сумму (95 млн. долл.) завещал самому способному, его надежде, сыну Уильяму. Жене достался особняк в Нью-Йорке, акции на 2 тыс. долл. Нью-Йоркской центральной железной дороги и 500  тыс.долл. наличными. Умер он в возрасте 83 года от истощения организма, работа и тяжбы с конкурентами подорвали его здоровье и осложнили болезни, которые копились в течении жизни.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
admin/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
КРУТАЯ ЖИЗНЬ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: